27 января 1967 года три члена первой группы астронавтов NASA, Вирджил «Гас» Гриссом (Virgil "Gus" Grissom), Эдвард Уайт (Edward White) и Роджер Брюс Чаффи (Roger Bruce Chaffee), погибли во время регулярных наземных испытаний капсулы «Аполлон» («Apollo»), позже названной «Аполлон 1» («Apollo 1»).
Астронавты задохнулись, когда огонь, вспыхнувший от электрической искры, в условиях высокого давления и чистого кислорода охватил герметичную кабину, в которой они находились. В сообщении на официальном сайте NASA говорилось о том, что наземные испытания «Аполлона 1» не рассматривались как потенциально опасные.
Экипаж "Аполлона"
Смерть астронавтов стала первым в истории США случаем гибели людей, связанным с космическими полётами. К сожалению, подобная трагедия повторилась ещё не раз.
За предвосхищённым запуском космического челнока «Челленджер» («Challenger») 28 января 1986, на борту которого находился первый учитель-астронавт, Криста Мак-Олифф (Christa McAuliffe), наблюдали все Соединённые Штаты, включая школьников, но на 73 секунде полёта шаттл внезапно превратился в огнённый шар и все члены экипажа погибли.
Экипаж шаттла "Челленджер"
Гибель шаттла "Челленджер"
В июне 1986 года президентская комиссия по разбору происшествия, возглавляемая Уильямом П. Роджерсом (William P. Rogers), обнаружила, что кольцевые уплотнения на правом слитном блоке ракетного ускорителя вышли из строя из-за очень низкой температуры, что повлекло за собой разрушение и взрыв двигателя, забрав с собой жизни Мак-Оффи, Френсиса «Дика» Скоби (Francis "Dick" Scobee), Рона Мак-Нейра (Ron McNair), Майка Смита (Mike Smith), Элисон Онизука (Ellison Onizuka), Джуди Резник (Judy Resnik) и Грега Джарвиса (Greg Jarvis). По словам Роджера Ланиуса (Roger Launius), главы отдела истории астронавтики при Смитсоновском институте, Вашингтон, фатальная неисправность кольцевых уплотнителей в условиях экстремально холодных температур не рассматривался при проектировании челнока.
Семнадцать лет спустя NASA снова испытала ужас трагедии одного из своих кораблей. 1 февраля 2003 года, после 16-дневной научной миссии, космический челнок «Колумбия» при входе в земную атмосферу буквально развалился на части, унеся с собой жизни всех членов команды: Рика Хасбенда (Rick Husband), Уилли МакКула (Willie McCool), Майкла Андерсона (Michael Anderson), Калпана Чаула (Kalpana Chawla), Дэвида Брауна (David Brown), Лаурелы Кларк (Laurel Clark) и первого израильского астронавта Илана Рамона (Ilan Ramon).
Экипаж шаттла "Колумбия"
Гибель шаттла "Колумбия"
Выемка в левом крыле шаттла подверглась слишком высокой температуре, что повлекло за собой разрушение корабля, однако, представители NASA не считают эту причину объяснением трагедии. Как заявил Лауниус, 16 января при старте шаттла удар по корпусу оторвавшегося от внешнего топливного бака куска изоляционной пены был куда серьёзнее, чем «выемка на крыле», но, тем не менее, тогда всё обошлось.
Слушать: одно из последних аудио сообщений экипажа
«Проблема всех трёх трагедий заключается в том, что экипаж действительно не знал, что у них есть проблема», - сказал Лауниус во время телефонного интервью.
Однако, как оказалось, отдельные члены программы «Спейс шаттл» всё-таки проявляли свою озабоченность, связанную со всеми этими происшествиями и другими случаями. Так Роджер Бойсджоли (Roger Boisjoly), инженер компании «Мортон-Тиоколь» («Morton Thiokol»), построившей ракетные ускорители для челнока, предупреждал руководство NASA, что кольцевые уплотнители могут не выдержать очень низких температур. По словам Лауниуса, проблемы с кольцевыми уплотнителями были и раньше, но никогда ещё это не приводило к образованию трещины в корпусе корабля, поэтому доводы инженера компании-подрядчика NASA не показались достаточно объективными, чтобы отложить запуск шаттла.
«Мы не достаточно понимали риск, связанный с этой неисправностью», - добавил он.
«Неспособность между разными группами, работающими над проектом, доступно объяснить друг другу потенциальные опасности привели к трагедиям, которые унесли за собой жизни астронавтов», - заявил Лауниус.
После этих трагедий был немедленно переработан люк капсулы «Аполлон» для более быстрой эвакуации, улучшена проводка, заменены воспламеняющиеся материалы внутри капсулы на огнестойкие, и сокращено давление в капсуле.
Катастрофа шаттла «Челленджер» стала причиной также переработки конструкции кольцевых уплотнителей на слитном блоке ракетных ускорителей.
Как сообщается на сайте NASA, случай с обломками пены, ударившими по корпусу шаттла «Колумбия» был тщательно исследован.
Несмотря на всё ещё существующую опасность, астронавты продолжают подвергать свою жизнь опасности. «Исследовательская натура свойственна человеку», - сказал Стивен Робинсон (Stephen Robinson) в августе 2005 года через аудио сообщение с борта STS-114, запуск которого был произведён сразу после гибели шаттла «Колумбия».
«Мы надеемся, что бы с нами не случилось, это не помешает программе», - сказал Вирджил Гриссом за несколько недель до своей гибели. «Завоевание космоса стоит того, чтобы рискнуть жизнью».
Комментарии: