Перед специалистами, работающими над проектом первого специализированного коммерческого космодрома «Америка» («America») в Нью-Мексико, встали некоторые трудности, которые могут отложить открытие космопорта, запланированное на конец 2009-начало 2010 гг.
Вид на рассвете
Под проект стоимостью 198 миллионов долларов выделено 180000 акров земли, в которую войдут территории северной части г. Лас-Крусес (Las Cruces) и восточные территории г. Трус-ор-Консиквенсез (Truth or Consequences). Эта местность отлично подходит для расположения космодрома благодаря своей возвышенности, негустой населённости и свободному от самолётов лётному пространству.
Коммерческим проект назван потому, что он разрабатывается с целью поддержки различных сфер бизнеса, связанных с космической индустрией. «Америка» станет не только узловым космодромом для развивающегося рынка суборбитального космического туризма, но и центром управления орбитальных запусков.
Вид будущего космодрома днём
Ещё в начале декабря приглашённый в проект Стивен Ландин (Steven Landeene) уже 7 января был назначен исполнительным директором космодрома «Америка».
«Безусловно, каждый оптимистичен на счёт проекта и, конечно же, хотел бы видеть перед собой уже начатое строительство, но для этого нужно иметь тщательно проработанную архитектурную планировку, подготовить место для застройки, выставить тендер на выполнение подрядных работ, провести научное исследование окружающей среды – всё это необходимо сделать, перед тем как начать проведение основных строительных работ, - сказал Ландин 11 января в телефонном интервью со «Спейс Ньюс» («Space News»). – Перед началом строительных работ должна быть проведена большая, на первый взгляд незаметная, работа, тем более, если мы говорим о проекте такой значимости».
Опыт участия Ландина в подобных проектах внушает доверие – 20 лет работы с «Ханиуэлл Аэроспейс» («Honeywell Aerospace») и 3 года с «Лендмарк Авиэйшн» («Landmark Aviation»). В «Ханиуэлл Аэроспейс» Ландин занимался маркетингом услуг на вторичном рынке, продажами и продвижением «Ханиуэлл Интернешнл» («Honeywell International Inc.») на мировом рынке.
В «Лендмарк Авиэйшн» (г. Финикс, штат Аризона) Ландин занимался стратегией и планированием продаж.
Налоги
По словам нового исполнительного директора, ближайшим шагом в реализации проекта станет голосование 22 апреля в Сиерра-Кантри (Sierra County), штат Нью-Мексико, с целью увеличения 0.25-процентного роста валового дохода с налогов для оплаты расходов строительства нового космодрома.
В прошлом году Донья-Ана-Кантри (Doña Ana County), также город в Нью-Мексико, поддержал проект космодрома, и доход с налогов, пусть и не значительно, но вырос. Результаты последнего голосования 6 апреля 2007 года следующие: 9020 (50,8%) голосов «за», и 8750 (49,2 процента) «против».
Если предстоящее голосование в апреле окажется удачным, то проект сможет получить финансирование из средств окружного бюджета. По словам Ландина, в конце этого года в Отеро-Кантри (Otero County) состоится референдум по вопросу налогов с продаж.
Ландин также отметил, что Сиерра-Кантри вместе с Отеро- и Донья-Ана-Кантри образуют некую триаду влиятельных округов вокруг космодрома «Америка», хотя территория самого космодрома расположена полностью в Сиерра-Кантри.
«Дополнительная уплата налогов – далеко не самый желаемый результат голосования для любой компании», - сказал Ландин. Однако, добавил он, население должно осознать, что строительство нового космодрома – это «ценное предложение»: так и так налоги от космодрома для округа будут несущественными, будь это налоги от строительных работ (реально повышающих недвижимую стоимость), потока туристов или поставки товаров и оказания сервиса во время или после строительства космодрома.
Приложение о влиянии на окружающую среду
Как сказал Ландин, существуют реальные стимулирующие факторы для разработки бизнес плана, учитывающего возможность сотрудничества космодрома «Америка» с ракетным полигоном Уайт-Сендс (White Sands Missile Range).
«Я думаю, что между нами будет плодотворное взаимодействие, так как это выгодно не только «Америке», но и Уайт-Сендс», - добавил Ландин. «Полагаю, это как раз тот случай, когда 1+1=3».
Для получения разрешения на строительство космодрома приложение о влиянии на окружающую среду также должно будет удовлетворять требованиям Федерального управления гражданской авиации США. Кроме того, придётся доказать, что широкомасштабная застройка не будет угрожать окружающей среде, сохранит исторический облик местности и не будет мешать ведению фермерского хозяйства на близлежащих ранчо, при этом часть фермерских угодий входят в территорию космодрома. «Здесь мы отчётливо видим свет в конце туннеля», - добавил Ландин.
Проек с учётом экологических требований
Биологические и культурные исследования не выявили никаких существенных препятствий для строительства космодрома.
Для составления приложения о влиянии на окружающую среду была нанята компания «Тетра Тек» («Tetra Tech») (г. Пасадена, штат Калифорния), занимающаяся сбором информацией об окружающей среде, использовании водных ресурсов и инфраструктуры.
«Строительство мы планируем начать уже к концу 2008 года», - заявил Ландин.
Однако он признал, что это будет нелёгкой задачей. «При изучении окружающей среды может выявиться что угодно, и это, к сожалению, от нас уже не зависит».
Проектные работы
Задержка начала строительства может сорвать планы одного из заказчиков проекта, «Вёрджин Гелэктик» («Virgin Galactic»), поэтому от специалистов потребуется очень напряжённая и плодотворная работа.
Губернатор Нью-Мексико Билл Ричардсон (Bill Richardson) и руководитель «Вёрджин Компанис» («Virgin Companies») объявили в декабре 2005 года, что «Вёрджин Гелэктик», инициатор программы космического туризма, разместит свой главный штаб и центр управления полётами в Нью-Мексико.
Ранее, 13 июня 2006 года, губернатор штата заявил, что компания «Ди-Эм-Джей-Эм Авиэйшн» («DMJM Aviation») создаст архитектурный проект и обеспечит техническое обслуживание космодрома «Америка». Эта компания разрабатывала парк «Марвел Сьюперхироу Айленд» («Marvel Superhero Island») (г. Орландо, штат Флорида), оранжерею Государственного ботанического сада в Вашингтоне и занималась обновлением нескольких больших аэропортов.
В августе прошлого года команда американских и британских архитекторов и дизайнеров была нанята для планировки главного терминала, площадью 9000 кв. метров, и ангарного комплекса космодрома. Члены команды являются сотрудниками таких компаний, как «Ю-Ар-Эс Корпорэйшн» («URS Corp.», США) и «Фостер-плас-Партнерс» («Foster + Partners», Великобритания).
Внутри терминала
Терминал и ангарные сооружения обойдутся порядка 31 млн. долларов. «Вёрджин Гелэктик» предоставят учебную базу для проведения пред- и постполётных тренировок. Кроме этого, будет и где провести свободное время. В ангаре технического обслуживания разместятся 2 палубных самолёта «Уайт Найт» («White Knight») и 5 суборбитальных космических кораблей «Спейс-Шип 2» («SpaceShipTwo»), разрабатываемых «Скейлд Композитс» («Scaled Composites», г. Мохаве, штат Калифорния). Комплекс также станет «домом» для администрации космопорта Нью-Мексико.
Тем временем первый арендатор уже проводит работы на месте будущего космодрома «Америка».
Первая стартовая площадка
19 декабря компания «Ю-Пи Аэроспейс» («UP Aerospacфe Inc.»), штат Коннектикут, запустила ракету со стартовой площадки космопорта (о запуске не было объявлено публично). Ракета достигла запланированной высоты 758 метров, и испытание, запрошенное для исследований неизвестным заказчиком, было признано успешным.
В этот же день руководство космодрома восторженно сообщило в заявлении для прессы о полёте ракеты, особенно отметив то, что это был уже второй удачный запуск со стартовой площадки космодрома «Америка» в 2007 году.
Стартовая площадка
«Ю-Пи Аэроспейс» произвела первый успешный запуск ракеты «Спейс-Лофт Икс-Эл» («SpaceLoft XL») с космодрома «Америка» 28 апреля 2007 года.
Однако ещё до этого, в сентябре 2006 года, «Ю-Пи Аэроспейс» произвела первый запуск, но из-за недоработанной конструкции ракета отклонилась от заданной траектории полёта.
«Мы завершили 2007 год успешным тестовым запуском ракеты, который был очень важен для одного нашего заказчика в новой сфере сотрудничества», - сообщил Джерри Ларсон (Jerry Larson), президент «Ю-Пи Аэроспейс» по электронной почте для «Спейс Ньюс» 16 января. Помимо суборбитальных грузов, обеспечивать запуски летательных аппаратов для этого заказчика является новой и очень перспективной сферой в бизнесе, - добавил он, - и это даст огромные возможности, как космодрому «Америка», так и «Ю-Пи Аэроспейс».
«На 2008 год запланировано несколько запусков с первой стартовой площадки космодрома», - объяснил Ларсон. По его словам, за успешным запуском в декабре последует ещё один от этого же заказчика. Кроме этого, в 2008 году будут также произведёны запуски ракет «Спейс-Лофт Икс-Эл».
СМИ наблюдают за запуском, 28 апреля 2007
«Редко когда предоставляется возможность построить целый космодром буквально с чистого листа», - заключил Ларсон.
Назначение штатного исполнительного директора космопорта, безусловно, стало правильным решением, сказал Бертон Ли (Burton Lee), специалист по венчурном капиталу и управляющий партнёр «Инновериум Венчурс» (Innovarium Ventures), Вашингтон.
«Он, определённо, создан для этой должности, но при этом крайне необходимо, чтобы он получал поддержку со стороны руководства штата Нью-Мексико», - заявил Ли в интервью для «Спейс Ньюс» 14 января.
Ли также сказал, что Ландину необходимо иметь профессиональный консультативный отдел по техническим вопросам, чтобы в таких же темпах выполнять план реализации проекта и покрывать обязательства перед своим первым и самым важным заказчиком, «Вёрджин Гелэктик».
«С проектом, действительно, связано много трудностей, начиная от составления приложения по окружающей среде, налогов, вопроса всенародного одобрения, кончая фактически строительством на пустынной земле, служившей в качестве пастбищных угодий».
«Нам необходимо не просто построить взлётно-посадочную полосу и ангар, а сделать это так, чтобы эти объекты отвечали экологическим нормам и при этом были уникальными, создающими такое впечатление, что вы действительно видите подобное впервые в жизни. Космодром «Америка» должен стать всемирной достопримечательностью», - завершил Ландин. «Перед нами стоит задача реализации сложнейшего проекта… и нам ещё предстоит преодолеть некоторые препятствия».
Комментарии: