Настоящие лидеры всегда вдохновляют следующие поколения
Америка празднует 100-летний юбилей авиации, а тем временем Кит Йорг (Keith Yoerg), 13-летний праправнучатый племянник Вилбура и Орвила Райт на свою видеокамеру снимает реконструкцию первого механизированного самолёта братьев Райт, «Райт Флайер», также известный под названием «Флайер-1» и «Китти-Хоук», в Национальном мемориале братьев Райт, находящимся в Килл-Девил-Хиллс, штат Северная Каролина.
В десять лет братья Райт уже мечтали о небе, но о чём же мечтают их сегодняшние духовные наследники? Одни хотят сделать личный авиатранспорт более доступным, другие работают над увеличением скорости и дальности полёта. Для Кита Йорга мечты сводятся ровно к одному слову – Марс.
Ровно сто лет назад в среду братья Райт воплотили свою мечту в реальность над пустынным побережьем Северной Каролины, недалеко от Китти-Хоук. Вдохновленный их подвигом Кит Йорг решил стать астронавтом и расширить легенду братьев Райт более чем на пятьдесят миллионов километров – таково минимальное расстояние от Земли до Марса.
«Это именно то место, где стоит побывать», - сказал Кит для MSNBC.com. «Глядя на фотографии братьев Райт, мне кажется, что путешествие на Марс будет похоже на полёт над Китти-Хоук 1903 года – пустошь и пески. Это будет мостом из прошлого в будущее. Не думаю, что может быть какая-то более современная идея повторить их подвиг, чем идея полёта на Марс».
Йорг не единственный человек, который хочет расширить легенду знаменитых братьев-авиаторов. Не будучи родственниками по крови, тысячи учёных, инженеров и исследователей каждый день продолжают эту легенду как духовные наследники самой идеи. На сайте MSNBC.com был проведён опрос посетителей, который позволил составить список инноваторов, способных вдохновить будущие поколения так же, как братья Райт в своё время.
Авиацию в массы!
Иметь в своём гараже собственный самолёт – главная, пока ещё несбывшаяся мечта каждого мечтающего о небе человека. На данный момент несколько человек, имеющих влияние в сфере бизнеса, работают над созданием более эффективного, доступного и лёгкого в обращении летательного аппарата. Эти средство передвижения может дать зелёный свет появлению воздушного такси, воссозданию небольших национальных аэропортов и уменьшить нагрузку на крупные.
Пол Моллер (Paul Moller): его “Skycar” – настоящая мечта почитателя такого вида транспорта. Однако, чтобы получить прибыль со своего запатентованного роторно-поршневого двигателя, ему предстоит преодолеть немало препятствий. «Я не собираюсь становиться «Фордом» или «Дженерал Моторс», - заявил Пол в интервью для MSNBC.com. «Я просто наслаждаюсь тем, что я делаю, и порой, наоборот, ломаю голову над созданием чего-то нового».
Верн Рабурн (Vern Raburn): главный управляющий делами и президент “Eclipse Aviation”. В 2006 году его компания представила недорогие, высокотехнологичные реактивные самолёты. В этом Верн Рабурн видит некоторое сходство с началом дней авиации: «То, что мы делаем с ”Eclipse” – это отказ от общепринятого стереотипа. Братья Райт действовали точно так же». Однако он заметил и существенные различия: «Ситуация сегодня намного сложнее, чем это было в начале прошлого века. Мы очень сильно зависим от технологий, бизнеса, государства и капиталовложений».
Алан Клапмайер (Alan Klapmeier): один из основателей и президент компании “Cirrus Design” имеет планы на снижение цен своих персональных самолётов. Кстати, в данном случае, наверное, можно говорить о братьях Клапмайер, так как у Алана есть брат Дейл (Dale), сооснователь и вице-президент “Cirrus Design”. Одномоторный самолёт “Cirrus” оснащён парашютом на случай экстренной опасности. Тем не менее, кроме безопасности, компания делает ставку на простоту в использовании и экономичность. По словам представителей, компания учитывает тот фактор, что покупатель – не профессиональный пилот. Создатели не грезят идеей о наличии самолёта в каждом гараже, но они определённо сделают авиатранспорт более распространённым и доступным.»
Джеймс Данн (James Dunn): со своей командой в Вустере, штат Массачусетс, Джеймс работает над электромоторным самолётом с топливным отсеком, который позволит достичь дальности полёта 800 км. Подобные характеристики привлекли внимание крупнейшей корпорации «Боинг».
Гонка за полёт в космос среди частных предпринимателей
Менее чем 500 человек совершили полёт выше 100 км. с момента первого выхода человека в космос. Вознаграждение в размере десяти млн. долл. за победу в X Prize, чемпионате для частных космических летательных аппаратов, стало стимулирующим фактором к снижению цен и увеличению числу пассажиров на борту.
Берт Рутан (Burt Rutan): создатель кругосветного самолёта “Voyager”. Сейчас сосредоточен на суборбитальные полёты своего корабля “White Knight/SpaceShipOne”. В интервью для PBS Рутан сказал, что он вдохновлён основоположниками авиации: «Многие из них разбились. Многие даже ни разу не поднялись в воздух. В итоге появился аэроплан, но по большей части это изобретение всё ещё оставалось в разряде нонсенса. Сегодняшние самолёты – настоящий прорыв вперёд».
Джон Кармак (John Carmack): глава “Armadillo Aerospace”. Более известен как разработчик компьютерных игр. На данный момент он считается реальным соперником для Рутана. «То, чем мы занимаемся, – очень сложный предмет для исследований», - сказал Кармак в интервью для “Dallas Business Journal”. - Современный компьютер - намного более сложное устройство, чем даже космический корабль".
Элон Маск (Elon Musk): основатель платёжной системы PayPal вложил огромные средства в космические полёты. Сейчас он работает над новым транспортным кораблём-спутником, а не обычным аппаратом для транспортировки пассажиров. По его мнению, дешевизна полётов – ключ к возобновлению интереса к космическому туризму. «Одного желание тут недостаточно, - заявил он на собрании Mars Society. – Тут не столько «есть желание, найдётся и способ решения», а наоборот – «есть способ решения, найдётся и желание».
Джефф Грисон (Jeff Greason): управляющий делами компании “XCOR Aerospace” не гонится за победой в X Prize. XCOR Aerospace собирается получить лицензию от Федерального управления гражданской авиации США на запуск многоразового, суборбитального корабля. «Мы не первые, кто собирается это сделать. Мы хотим быть первыми, кто будет получать с этого реальную прибыль», - заявил Джефф Грисон в “The New York Times”.
Эрик Андерсон (Eric Anderson): его компания, “Space Adventures”, стала посредником в отправке на орбиту первого космического туриста, калифорнийского миллионера, Денниса Тито, в 2001 году и южно-африканского миллионера, Марка Шаттлворса, в 2002. «Тот факт, что на данный момент уже есть два подписанных туристических контракта об отправке на земную орбиту, говорит о том, что большая часть ближайших 100 лет будет отдана исследованиям и полётами в космос», - заявил Андерсон для MSNBC.com.
Разработки, которые в недалёком будущем убедят даже самых стойких скептиков
Чуть более, чем 100 лет назад поднять в небо машину тяжелее воздуха казалось настолько сложной задачей, что сам Вилбур Райт говорил: «Человек не поднимется в воздух 50 лет». Мечтания нынешних райтов о межпланетных путешествиях, космических элеваторов, плазмодвижемых космических крейсерах скептики называют лишь фикцией и не более.
Энн Друен (Ann Druyan): вдова Карла Сагана не даёт угаснуть «космическому» огню астрономов, не только управляя “Cosmos Studios”, но и поддерживая такие проекты, как создание космического паруса “Cosmos 1” и вычислительную технологию по поиску внеземного разума, “SETI @ home”, в содействии с организацией “Planetary Society”. Трудности с проектами Энн Друен пробует сравнить с опытом братьев Райт: «Я думаю о четырёх неудачных попытках братьев Райт. Как принято у американцев, я считаю, что они были никем, и никто для них не пробивал путь… Возможность провала есть всегда, но всегда есть и крохотная надежда на успех. Наши потомки будут благодарить нас за наши старания, вспоминать нас с уважением – это определённо то, что вдохновляет меня к работе».
Бредли Эдвардс (Bradley Edwards): физик, который помог Артуру Кларку (Arthur Clarke) в развитии идеи о космическом элеваторе, и теперь она действительно кажется реализуемой. Это будет лента из углеродных нанотрубок длиной 100 000 км. от поверхности Земли. По ней можно будет доставлять на орбиту груз весом до 5 тонн. «Данная технология принципиально отличается от использования ракет для этих целей», - заявил Эдвардс для Space.com. – Не важно куда вам надо попасть: на земную орбиту, Луну, Марс, Венеру, астероид… космический элеватор способен доставить вас практически на любой объект».
Франклин Чанг-Диаз (Franklin Chang-Diaz): вместе со своим товарищем, астронавтом Джерри Россом (Jerry Ross), Чанг-Диаз держит за собой рекорд по количеству выходов в космос на борту шаттла (7 раз), но полёты в космос – это лишь одна сторона его жизни. Франклин Чанг-Диаз – физик по образованию и руководитель главной лаборатории космических исследований при Космическом центре Джонсона (NASA), работающей над развитием применения плазменной энергии для межпланетных миссий. «Ядерная энергия – небходимое условие, если мы хотим попасть на Марс», - написал Чанг-Диаз в своём исследовательском отчёте для NASA. Его разработки важны для проекта NASA, «Прометей», и когда-нибудь эти технологии смогут воплотить в жизнь мечту 13-летнего мальчика Кита Йорга.
Комментарии: