Несмотря на явное сходство с американским
«шаттлом», «Буран» принципиально отличался. Первое и самое главное отличие заключалось в том, что советский
корабль был способен совершать посадку в полностью автоматическом режиме с
использованием бортового компьютера.
Второе принципиальное отличие заключалось в том, что «Буран» практически не использовал собственные двигатели для выхода на орбиту — его выводит ракета-носитель «Энергия», в то время как американский «Шаттл» сразу же после старта начинает выход на орбиту используя собственные двигатели, в дополнение 2 твердотопливным ускорителям ракеты-носителя. Сам же «Буран» имеет значительно улучшенные характеристики орбитального маневрирования, в том числе и по высоте.
В отличие от «Шаттлов», в «Буране» была предусмотрена система
экстренного спасения экипажа. При эвакуации на малых высотах работала система
типа «катапульта»; на на большой высоте «Буран» мог отделяться от
ракеты-носителя и совершить экстренную посадку.
В носовой отсек Бурана была установлена герметичная кабина для экипажа, для проведения работ на орбите (до 10 человек) и большей части бортовой аппаратуры. Объём кабины составляет свыше 70 м3.
Две группы двигателей для
маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса.
Выполняется манёвр возврата или выхода на одновитковую траекторию.
Бортовой комплекс управления «Бурана» состоял примерно из пятидесяти программных систем, на базе компьютера IBM System/370. В наземном комплексе управления «Бураном» было задействовано шесть наземных и четыре плавучих станции слежения и систему связи, состоящую из спутниковых и наземных широкополосных каналов.
Помимо наземных систем слежения на «Буране» была установлена новейшая разработка — Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) «Бисер-4». Вычислительные каналы процессора работали на частоте 4 МГц и имели 128 КБайт оперативной памяти и 16 КБайт постоянной программной памяти.
Группа лётчиков-испытателей для участия в проекте «Буран» начала
формироваться в 1977 году при ЛИИ им. Громова, первоначально в неё планировалось зачислить 8 человек, 2 из
которых вскоре погибли.
В конце 1978 года командиром экипажа «Бурана» был назначен Игорь Волк. Отряд космонавтов-испытателей проекта был официально создан 10 августа 1981 года. Благодаря профессионализму члены экипажа «Бурана» отработали сложнейшие элементы пилотирования и управления новым кораблем.
Всего было совершенно 24 испытательных полёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования. К сожалению, за время испытаний погибла половина космонавтов «Бурана», правда совсем при других обстоятельствах. В результате с 1983 по 1986 год в отряд «Бурана» были зачислены еще 5 кандидатов. Всем членам экипажа «Бурана» было присвоено звание космонавтов-испытателей.
Изначально первый запуск «Бурана» в космос должен был произойти 29 октября 1988 года. На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя «Энергия» с кораблем «Буран» возникла серьезная проблема с системой запуска. В результате была дана команда на прекращение дальнейших работ. Если бы не досадная отмена пуска за 51 сек до контакта подъема, то "Буран" стартовал в свой первый космический полет 29 октября 1988 г. Программа полета предусматривала выполнение двух витков вокруг Земли и последующую автоматическую посадку на ВПП посадочного комплекса Байконура.
Комментарии: