Год: 1960
Количество погибших: около 100
Всего
за полгода до легендарного полета Гагарина в космос на космодроме Байконур
произошла ужасная трагедия, крупнейшая за всю историю освоения космоса. Точное
число жертв до сих пор неизвестно, так как советское руководство долгое время
скрывало трагедию, и мир смог узнать о ней только незадолго до распада СССР.
Из-за политической обстановки Хрущев в 1959 году приказал ускорить процесс разработки межконтинентальных баллистических ракет. Испытание одного из образцов ракеты P-16 была назначено на 24 октября 1960 года. Многие сотрудники космодрома впоследствии утверждали, что ракета требовала существенной доработки и стоит отложить ее запуск. Однако маршал Неделин, руководивший запуском по заявлениям очевидцев, высказался фразой: «Что я буду говорить Никите? Ракету доработать на старте, страна ждёт нас».
По воспоминаниям одного из сотрудников Байконура, Неделин встал всего в 17 метрах от ракеты, тем самым показывая остальным, что нет повода для беспокойства. Была объявлена 30-ти минутная готовность, но внезапно произошел внештатный запуск двигателей второй ступени, пламя которого проникло в пиромембраны топливных баков. Лавинообразный пожар моментально поглотил большую площадь пространства. Очевидцы отмечают, что видели горящих людей, бежавших с криками от ракеты. После этого страшного события режим безопасности на космодроме, а также организация ракетных запусков были серьезно доработаны.
Год: 1967
Количество погибших: 3
В разгар лунной гонки первостепенную роль играла скорость. Американца
знали, что Советский Союз строит лунный челнок и очень торопились с реализацией
программы «Аполлон». Командный модуль «Аполлона» делался в
двух версиях. Первая служила для тестирования в беспилотном варианте, а вторая
должна была быть доработана с учетом замечаний по первой версии и была бы
пригодна для полетов на Луну.
В 1966 году были проведены успешные испытания беспилотного модуля, а на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. Для тестирования на Мыс Канаверал была доставлена вторая версия командного модуля корабля. Так как все делалось в большой спешке, модуль был серьезно недоработан, и необходимые изменения инженеры делали уже на месте.
На 27 января было запланировано первое испытание с симуляцией работы командного модуля на бортовом питании. Испытания проводились с целью проверки работоспособности бортового оборудования модуля, но без реального запуска систем. Топливные баки не были заправлены, и все пиротехническое оборудование отключено, поэтому тестирование считалось безопасным.
Три астронавта NASA Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль в час дня. Испытания проходили очень трудно — было много проблем со связью, набор готовности шел очень медленно. Примерно в 18:31 датчики зафиксировали резкий скачок напряжения, спустя 10 секунд по интеркому раздался крик: «Пожар в кабине!». Спустя еще короткое время модуль лопнул, не выдержав высокого давления. Астронавты моментального погибли от удушья угарным газом и ожогов.
После трагедии был предпринят целый ряд мер: замена всех
материалов в модуле на негорючие, покрытие проводов тефлоном, замена люка на
модель, открывающуюся наружу,
атмосфера в кабине на старте была изменена на 60% кислорода и 40% азота.
Комментарии: