Паруса были
основным источником энергии для больших кораблей на протяжении тысячелетий.
Затем немецкий изобретатель Рудольф Дизель запустил первый двигатель в 1897
году, а первые корабли с дизельным двигателем вышли на воду в 1903 году. Более
безопасные и эффективные, чем паровые, они постепенно захватили мир судоходства
и с тех пор стали опорой международной торговли. И все же они вредны: около 50
000 торговых судов в эксплуатации дают около 1,7% глобальных выбросов
парниковых газов, и хотя метанол и аммиак рассматриваются как многообещающие
альтернативы более чистой энергии, технология еще далека от освоения.
В итоге паруса
очень хорошо изучены, и в течение как минимум последних 10 лет уже появлялись концепции
и планы по возвращению больших аэродинамических парусов в грузовые и
пассажирские перевозки. Ирландская компания B9 Shipping выдвинула идею 100%
парусного грузового корабля еще в 2012 году, хотя из этого мало что вышло. Wallenius
Oceanbird перенесло дату спуска на воду своего первого корабля с убирающимся
жестким парусным двигателем с 2024 на 2026 год.
Но китайская компания Dalian Shipbuilding Industry Co (DSIC) уже выполнила все цели. «New Aden» — это 333-метровый супертанкер класса «очень большой перевозчик сырой нефти». Этот колосс, запущенный 24 сентября, оснащен относительно скромной, но новаторской ветровой энергетической системой. Примерно в середине длинной палубы установлены четыре убирающихся паруса, каждый из которых возвышается на 40 м над палубой и площадью 1200 кв. м.
Легкие,
устойчивые к коррозии композитные паруса из углеродного волокна можно поднимать
или опускать одним нажатием кнопки. Система «Aerfooil Sails Intelligent
Control» предназначена для постоянного контроля преобладающих условий, а также
навигационных данных и постоянной регулировки угла наклона парусов, чтобы
максимально использовать имеющийся ветер.
Будучи относительно небольшой реализацией концепции автоматического плавания, эта система не предназначена для использования в качестве основного драйвера. Корабль по-прежнему будет сжигать много дизельного топлива. Но на примере судоходного маршрута между Ближним и Дальним Востоком ожидается, что средний расход топлива снизится более чем на 9,8%, что позволит сократить выбросы углекислого газа примерно на 2900 тонн за каждую поездку.
New Aden — это
супертанкер для перевозки сырой нефти, поэтому, несмотря на все перспективы в
качестве испытательного полигона для экологически чистых технологий, его
основная цель по-прежнему состоит в том, чтобы переправить где-то около двух
миллионов баррелей сильно загрязняющего ископаемого топлива по всему миру. Но
независимо от того, рассматривать ли это как «зеленое отмывание», оно ясно
докажет — или опровергнет — экономическую сторону, связанную с добавлением огромных
парусных систем к большим современным кораблям, и, таким образом, является
впечатляющим достижением и важной частью технологии.
Комментарии: