Говоря о проблемах образования, очень часто приходится слышать о недостаточном финансировании. Представители высших учебных заведений склонны считать, что лишь при нормальном поступлении финансовых вложений, учебные заведения смогут достойно справиться с задачей подготовки высококвалифицированных кадров. Действительно, никто не будет спорить с тем, что при отсутствии достойной заработной платы профессия преподавателя еще долго останется непопулярной, а самое главное - с низким уровнем профессионалов, которые могли бы и хотели бы (что немаловажно!) учить людей. Безусловно, хороший учитель сегодня легко может найти себя в качестве репетитора, чтобы хоть как-то повысить уровень своей зарплаты. Однако это не может не сказаться на качестве преподавания на основной работе (в школе или в ВУЗе).
На западе с образованием так же не всё гладко, несмотря на то, что уровень жизни преподавателя в США и России не поддается никаким сравнениям. За рубежом, как ни странно, системой образования довольны немногие. Здесь все чаще надеются, что многие проблемы в образовании смогут решить высокие технологии. В частности, предполагают, что компьютеры смогут в определенной мере расположить молодых людей к учёбе, сделав процесс образования интересным. Вот только, действительно ли получиться достичь с помощью компьютерного оборудования именно этой цели, пока непонятно.
Ответы на многие из этих вопросов по проблемам взаимодействия образования и высоких технологий должна была дать всемирная BETT 2010. Данное мероприятие, где представляются все значимые достижения в области высоких технологий в образовании, проводится уже в 26 раз.
Годом рождения данной выставки можно считать 1985, когда в Лондоне прошла Hi Technology and Computers in Education. Позднее эту выставку переименовали в BETT по начальным буквам British Education and Training Technology. В 1993 BETT переехала в один из самых престижных районов столицы Британии, названный "Олимпией". К переезду подготовились основательно - к этой дате была открыта целая ветка метро. Узнав лишь эти несколько фактов, можно сделать вывод о том, что BETT представляет крупнейшее и самое ожидаемое мероприятие в сфере интеграции высоких технологий и образования. Тем не менее, статистика не может в должной мере свидетельствовать о значимости BETT, поскольку, к примеру, в 2009 здесь было представлено 700 стендов, с которыми ознакомились приблизительно около 29 тысяч человек. Это, конечно, не может сравниться с более крупными выставками. Однако BETT от них отличает один важный момент - целевая аудитория. Выставку посещают в основном специалисты, профи своего дела. Иными словами, атмосфера способствует тщательному изучению интереснейших идей, ознакомиться с которыми предлагают организаторы.
Сказать что-либо конкретное о размерах BETT, находясь на выставке, весьма трудно. Пространство здесь представляется бесконечным, а границы - размытыми. Между тем, BETT - это всего лишь два выставочных зала, общей площадью примерно 30 тысяч м2 с довольно просторной галереей по периметру. Между стендами бродить здесь можно долго, поскольку найти здесь что-либо знакомое (производителя или бренд) практически нереально. Рассмотрим лишь стенды, заслуживающие внимания в первую очередь.
Наибольший интерес на выставке вызвали так называемые smart boards или "умные доски", если переводить на русский язык. Эти устройства были представлены в довольной широком ассортименте, отличаясь друг от друга как размерами, так и функциями. Одни доски можно было ассоциировать с огромными телевизорами с сенсорным управлением. Другой тип умных досок представлял проекторы с реализацией обратной связи. Проектор располагается вблизи экрана наверху, что позволяет докладчику свободно перемещаться у доски, не закрывая собой изображение. Все представление технологии работают с системой multitouch, а "наиболее умные" умеют улавливать движения двух пар рук. Производителями умных досок, сделанными формате телевизоров с огромными плоскими экранами, в основном, являются компьютерные компании и компании, выпускающие теле- видео-технику. Проекционные решения менее распространены, и ими, можно сказать, занимается лишь Smart Technologies, владеющая пока практически полной монополией на данную технологию. Продукцию Smart Technologies используют даже компании, предлагающие комплексное решение, одна из составляющих которого (а именно, железо) принадлежит Smart Technologies. Кстати, эта же компания предлагает и еще одно интересное решение, которое представляет собой рамки, реализующие механизм обратной связи, в телевизорах с различными размерами диагоналей.
Следующее место по популярности среди новейших изобретений можно отдать системам опроса учеников. Всем известно, как популярна тестовая система проверки знаний на Западе. Много лет подряд тест осуществлялся все же при помощи простой ручки и листка с заданиями, где правильный ответ нужно отметить каким-либо образом. В таком случае, для проверки правильности и с целью оптимизацию учительского труда к листку с заданиями, содержавшими ответы тестируемого, прикладывался шаблон правильных ответов. Однако эти времена давно ушли в прошлое. Сейчас разработчики рекомендуют учебным учреждениям приобретать системы "клиент-сервер", при помощи которых процесс прохождения тестов видоизменяется до неузнаваемости. Сейчас учащемуся достаточно лишь прочитать задание (кстати, при этом можно использовать умную доску) и набрать на клавиатуре номер правильного ответа. Сразу после этого правильный или неправильный ответ попадает в компьютер преподавателя. Однако цена данного оборудования, надо признать, еще очень велика (2300 фунтов стерлингов стоит минимальная комплектация), и вполне возможно, учебные заведения еще какое-то время будут преспокойно обходиться старым проверенным методом с твердой бумагой и остро отточенным карандашом. Кстати, и пиратским софтом и оборудованием здесь не обойтись, ведь в контексте последних дней именно учебные заведения принято ловить на нелицензионном программном обеспечении. А OpenOffice здесь также не прокатит. Если прибавить потенциальную возможность взлома продвинутой молодежью, а, следовательно, затраты на защиту и обновление, то волей-неволей захочется вернуться к низкобюджетным бумажным вариантам.
Третьим направлением, которое вызвало наибольший резонанс, стали различные Интернет-решения, при помощи которых родители могут принять посильное участие в процессе обучения своего ребенка. Эти программные средства, разумеется, в большей части направлены на то, чтобы родители имели возможность оперативно узнавать об успеваемости своего чада. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители не уделяют достаточного внимания обучению своего ребенка, мотивируя это, прежде всего, отсутствием времени.
Для своевременного оповещения родителей об успехах сына или дочери многие компании разработали решения, представляющие собой комбинацию электронного дневника и экстренного оповещения, которое может применяться, например, в случае получения ребенком неудовлетворительной оценки по какому-либо предмету. Сообщения могут доставляться наиболее удобным для родителей способом, это может быть формат SMS либо электронной почты. Такие же приглашения могут быть отправлены и в случае концерта или родительского собрания. Информационные системы, реализующие подобные функции, снабжены и дополнительными сервисами. Обратившись к системе, родители могут своевременно узнать о результатах контрольных работ, срезов знаний, изменений в графике учебных занятий либо о других важных событиях из школьной жизни своих отпрысков.
Тем не менее, те направления, о которых мы уже рассказали, не могут охватить всего формата выставки и было бы неправильно, если бы мы хотя бы вкратце не осветили и другие разработки, представленные на BETT. Многие производители разместили на своих стендах практически весь набор продукции, которая наиболее интересна потребителям. В частности, на стендах Microsoft можно было найти множество информации по Windows 7. Однако надо думать, что люди подходили сюда по большей части лишь затем, чтобы слушать докладчиков. Ведь большинство учебных заведений на Западе получает от Microsoft лицензионное ПО практически бесплатно. Надо признать, что большинство докладов представителей компании люди слушали с интересом, сыграть который было бы, наверно, довольно сложно.
Стенд Intel знакомил посетителей выставки с небольшими нетбуками для школьников, базой для которых стал процессор Intel Atom. Было представлено множество вариантов этой незатейливой техники. Надо сказать, что разнообразие таких машинок связано с тем, что Intel работает со множеством партнеров, каждый из которых вносит что-то своё в разработки. Однако продукции Intel все же стоит отдать должное - ClassmatePC удивил, к примеру, водонепроницаемой клавиатурой и сенсорным экраном, который можно поворачивать. Винчестер же этого "малыша" оснащен специальным контейнером, защищающим от ударов, порадовало также и резиновое покрытие поверхности корпуса. Такое удовольствие своему ребенку можно приобрести всего лишь за 350 у. е. Кстати, некоторые считают, что данное предложение будет интересно и взрослым.
Однако на этом этапе важно вспомнить, что компьютер сам по себе никогда никого ничему не научит. Для того чтобы решить эту проблему эффективно, Intel сотрудничает со многими (порядка трехсот) производителями обучающего ПО. У своего стенда Intel представила довольно-таки сложную игру, которая заключалась в… строительстве целого робота из 128 деталей. Полученная система подключается к компьютеру посредством USB, после чего начинается самое интересное - полученного робота можно программировать. Когда видишь такие вещи, честное слово, становится больно и грустно от осознания того, что детство твоё уже давно позади.
В будущем Intel планируют увеличить число пользователей своей продукцией, которая, возможно, в дальнейшем будет неотъемлемой частью образовательного процесса. А привлечь новых клиентов в компании планируют снижением уровня цен и повышением качества, т.е. лозунгом, который в наше время звучит ну очень-очень часто. Между тем, хотелось бы надеяться, чтобы эти слова остались не просто лозунгом.
// "Мастер-сервис", ремонт компьютеров в Москве
Комментарии: