Компании будущего станут гибкими организациями
Американскими исследователями менеджмента Нейджелом, Голдманом и Прайсом недавно заявили, что бизнес будущего - за гибкой конкуренцией как системой, обладающей четырьмя основными измерениями:
- Организация, позволяющая управлять изменениями и неопределенностью. Эффективная гибкая компания должна быть организована таким образом, чтобы процветать в условиях любой нестабильности и неопределенности. (У компании нет четко установленных структуры и размера, ее конфигурации могут быть самыми разными.)
- Обязательная опора на людей, а также информацию. В гибкой компании руководство воспитывает культуру предпринимательства, при этом опираясь как на людей, так и на информацию. Людей рассматривают как вложение в благосостояние компании в будущем.
- Сотрудничество при работе над повышением конкурентоспособности. Осуществляться сотрудничество должно и внутри компании, и с другими компаниями - такая операционная стратегия приоритетна для гибкого конкурента.
- Обогащение потребителя. Практически все потребители считают: гибкая компания обогащает не только саму себя, но и их.
Первый из перечисленных принципов означает, что компаниям обязательно нужно уметь выживать в окружающей атмосфере перемен и неясностей. В подобной среде как большие, так и малые компании обязательно должны быть предпринимательскими; под этим понимается быстрая реакция и способность использовать опережающее мышление во всем, что касается потребителей. Компаниям обязательно нужно принимать решения как быстро, так и эффективно.
Второй принцип из перечисленных подразумевает, что в каждой организации продают навыки своих сотрудников, базу их знаний и информацию, которую накопленную организацией накопила явным или же неявным способом. По мере того как жизненный цикл продукта укорачивается, все более очевидным становится, чем именно компании торгуют: это умения людей, работающих на них, имеющиеся у них знания и информация – все то, что накоплено данной организацией. В подобных условиях организациям следует инвестировать в то, чтобы навыки их сотрудников и накопленная информация были задействованы максимально.
Третий принцип предполагает, что сотрудничество всегда повышает конкурентоспособность. В связи с этим компаниям нужно использовать модель виртуальной компании как изнутри, так и вне организации. Фактически, цель компании - создать сеть навыков и информации, которые максимально повысят потребительскую ценность вне зависимости от местоположения сотрудников или даже от того, работают ли они непосредственно на саму компанию.
Четвертый принцип состоит в том, что в среде гибких отношений потребители платят или вознаграждение за те навыки и материалы, которые используются для изготовления продукции, в случае, если они не знают ее стоимость, или же процент от воспринимаемой стоимости продукции - за те решения, стоимость которых им уже известна. Потребителям всегда проще оценить решения. В связи с этим компаниям будущего нужно в первую очередь работать над тем, чтобы свои продукты и услуги превратить в решения для потребителей.
«В сегодняшних условиях массового производства мы, как правило, оказываемся в глупой ситуации. Людям это признавать не нравится, но это реально так. Вы всегда дифференцируете свой продукт в зависимости от наличия брака, скорости поставки и способа производства, - отмечает Нейджел. – По сути, если задуматься, почему General Motors утратила свою долю рынка, то в первую очередь это произошло потому, что компания Toyota делает лучшие машины, но не машины с лучшими характеристиками».
Гибкость имеет еще одно огромное преимущество перед конкуренцией продуктов - позволяет компаниям легко мигрировать из одной сферы бизнеса в другую.
Нейджел в качестве примера берет энергетические компании. Абсолютное большинство людей считают, что каналом для той информации, что попадает в дом потребителя, являются компании кабельного телевидения, а также телефонной связи, поскольку именно они занимаются сейчас этим. Однако энергетические компании давно уже подключены к жилью и, конечно, могут по своим линиям пересылать информацию. Модулированная энергия – именно таков способ передачи информации. Вот это и заставляет задуматься, что достаточно гибкие энергетические компании смогут в конечном итоге стать и поставщиками информационных услуг. По мнению Нейджела, гибкость - это все же больше, чем просто скорость действия. Намного важнее способность легко приспосабливаться и оперативно двигаться «вширь». «Если, к примеру, энергетические компании собираются в будущем остаться исключительно поставщиками энергии, то их могут потеснить солнечные технологии, - объясняет он. - Возможно, это будет передаваемая энергия. Я просто пока не знаю, какое именно нас ждет будущее, и конечно, энергетические компании должны обязательно объяснить мне, что именно они продают. Нужно в первую очередь понять, что именно, по мнению Ваших потребителей, они приобретают у Вас. Так, для энергетических компаний это только энергия, однако как будет обстоять дело через 10 или 15 лет?». Наверняка и продажа доли в уставном капитале таких компаний, к примеру, через www.anisolt.ru, будет осуществлена за гораздо большую сумму, нежели сейчас.
Комментарии: