Лидером в области перспективных авиационных военных технологий в последние годы по-прежнему остаются Соединенные Штаты несмотря на то, что Китай всеми силами стремится сократить отрыв от США в этой сфере. Три американские компании, которые занимаются разработкой прототипов будущих как пилотируемых, так и беспилотных ударных истребителей и бомбардировщиков, включают в себя Lockheed Martin, Northrop Grumman и Boeing. Представляем некоторые из их наиболее интересных проектов, всерьез рассматриваемых этими компаниями в качестве замены военной авиационной техники текущего поколения через пару десятилетий или даже готовящихся поступить на вооружение до 2020 года.
Эмблема Военно-Воздушных Сил Соединенных Штатов Америки
Как правило, такие проекты разрабатываются в рамках правительственных программ Future Strike Aircraft (Будущий ударный истребитель) и Next-Generation Bomber (Бомбардировщик следующего поколения). Эти программы были инициированы Пентагоном и Военно-Воздушными Силами США в начале 2000-х.
Главным стратегическим бомбардировщиком в США сейчас является B2 Spirit, созданный по аэродинамической схеме «летающее крыло» и выполненный с использованием технологий малозаметности (stealth). Несмотря на возможность находиться в воздухе до 44 часов, этот летательный аппарат признается экспертами устаревшим главный образом из-за сравнительно низких показателей скорости и не слишком современной авионики. К 2037 году ВВС США планируют получить новый достаточно крупный сверхзвуковой stealth-бомбардировщик, однако уже в начале 2020-х годов воздушный флот может пополниться «промежуточной» версией бомбардировщика нового поколения.
Первоначальный внешний облик прототипа NGB-X
Компания Northrop Grumman близка к тому, чтобы первой представить действующий образец нового бомбардировщика. Их прототип NGB-X несколько уступает по размерам B2, но благодаря четырем двигателям высокой тяги (более 4300 кгс в демонстрационной модели) должен успешно преодолевать сверхзвуковой барьер, а в силу более компактных воздухозаборников общая геометрия планера способствует меньшей заметности для радаров. Практический потолок может составить 18 километров, а без дозаправки будущий бомбардировщик сможет пролететь как минимум 2000 километров. NGB-X оснастят активной фазированной антенной решёткой, системой автоматического определения угроз и поиска наземных, а также воздушных целей, модулем отслеживания противовоздушных ракет, а сам планер создается из новейших композитных материалов. Все эти новшества полагалась использовать в программе модернизации B2, но, по-видимому, создание нового аппарата и внедрение на нем продвинутых систем защиты и управления сочли более разумным.
Схема современного варианта NGB-X. Бомбардировщик получит четыре двигателя вместо двух
Нужно заметить, что NGB-X создается как представитель не столько класса бомбардировщиков в его классическом понимании, сколько в рамках более востребованной в современных конфликтах платформы ISR (intelligence, surveillance and reconnaissance), предполагающей активное содействие союзным войскам в виде разведывательной деятельности. Такое понимание тактики, касающейся применения авиационных средств в реальной боевой ситуации, выражено в требованиях заказчика – Министерства Обороны США. Потому конкурент Northrop Grumman – компания Lockheed Martin – также стремится сделать свою машину многоцелевой, хотя на данный момент о ее варианте NGB известно немного. Над новым бомбардировщиком Lockheed Martin работает совместно с компанией Boeing. В отличие от NGB-X, в целом внешне схожего со своим предшественником B2 (также детищем Northrop Grumman), прототип, создаваемый этими двумя компаниями, имеет несколько иной внешний облик. Концепция его планера называется «смешанное крыло» (Blended Wing Body), так как тонкие вытянутые края крыльев в каком-то смысле приближают бомбардировщик к самолетам, сконструированным по схеме стандартного стреловидного крыла.
Концепция бомбардировщика нового поколения от Boeing
Центральная часть летательного аппарата выполнена в форме «алмаза», а на ее верхней части расположены два компактных щелевидных воздухозаборника. По мнению создателей концепта, такие решения позволят достичь более высоких аэродинамических показателей, так как воздушные потоки должны свободнее проходить вдоль поверхностей бомбардировщика, не вызывая турбулентных завихрений. Несмотря на не очень большие размеры основного «тела» аппарата, в нем расположен просторный отсек для ракетного и прочего вооружения. Летные характеристики пока не раскрываются, возможно, потому, что проект находится на более ранней стадии готовности в сравнении с прототипом от Northrop Grumman.
Схема Blended-Wing Body бомбардировщика от Boeing (сверху) в сравнении с концепцией "crancked kite", используемой Northrop Grumman (снизу)
Имеется у компании Lockheed Martin и собственная разработка – прототип истребителя-бомбардировщика, проектируемого на базе самого разрекламированного истребителя в мире – F-22. Прототип носит название FB-22 Fighter Bomber, но иногда упоминается и как Strike Raptor («ударный» вариант). В этом летательном аппарате компания планирует задействовать все свои достижения и наработки, которые из-за нехватки финансирования не войдут в модернизированный вариант F-22. FB-22 крупнее своего «прародителя» и пилотируется двумя членами экипажа. Несмотря на увеличившиеся габариты, этот истребитель-бомбардировщик должен сохранить маневренность и многие другие характеристики на уровне F-22. Конструкция FB-22 основана на схеме, сильно приближенной к так называемому delta-крылу, то есть типу крыла в форме треугольника с отсутствующим задним горизонтальным оперением.
FB-22 проектируется по схеме треугольного крыла, которую нечасто можно встретить среди новых прототипов
В то время как истребитель-оригинал способен нести на своем борту всего лишь восемь малокалиберных бомб, FB-22 сможет поднять в воздух до 30 бомб, при этом дальность полета FB-22 в два/два с половиной раза выше, чем у оригинального истребителя: 1600 миль против 800 миль у F-22 - превосходство в грузоподъемности также позволяет новому аппарату нести на 80 процентов больше топлива. Вполне возможно, что если проект будет успешно доведен до серийного выпуска новых машин, FB-22 заменит активно эксплуатируемые военно-воздушными силами истребители-бомбардировщики F-15 E и возьмет на себя часть обязанностей стратегических бомбардировщиков B-2.
FB-22 на фоне своего "младшего брата" F-22 Raptor
Второе важнейшее направление исследований и конструкторских работ, которые проводят американские компании, связано с созданием ударного истребителя, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Предлагаются концепты как беспилотных, так и пилотируемых средств, однако у обоих типов летательных аппаратов есть свои достоинства и недостатки. Одно из обстоятельств, которое необходимо учитывать специалистам, проектирующим и собирающим будущие истребители, заключено в военной стратегии США, мало меняющейся с течением времени. Основу американской военной мощи составляют авианосные ударные группы, боевыми «ядрами» которых являются авианосцы. Соответственно и истребители должны уметь взлетать и садиться на палубы авианосцев, выступающих в роли мобильных военных баз. Сейчас в Военно-морском флоте США (US Navy) несут службу реактивные истребители F/A - 18 Hornet, а через некоторое время они – исходя из планов военного ведомства – уступят место палубной модификации F-22, истребителю, способному осуществлять вертикальный взлет, F-35 Lightning II производства компании Lockheed Martin.
F-35 Lightning II должен появиться в составе ВВС США раньше других перспективных истребителей
Тем не менее, F-35 сложно назвать ударным истребителем будущего, поскольку цена за один экземпляр, которую готово платить правительство, уже несколько раз снижалась, а значит, и конечные характеристики прямого преемника F-22 окажутся существенно ниже первоначально заявленных, поэтому над альтернативным вариантом проводит серьезную работу Northrop Grumman. Ее проект X-47 представляет собой летательный аппарат, относящийся к категории UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle, или беспилотное боевое воздушное средство). X47 создавался в рамках программы Военно-морского флота США Navy Unmanned Combat Air System Aircraft Carrier Demonstration (UCAS-D) – как видно из названия, целью программы было появление демонстрационной беспилотной модели палубного истребителя. Первым аппаратом из серии X47 стал X-47A, внешне напоминающий наконечник копья. На нем обкатывалась концептуальная схема будущего истребителя, и в 2011 году с авиационной базы «Эдвардс» в Калифорнии совершил свой первый тестовый полет модифицированный аппарат X-47B. Первые испытания показали, что будущий беспилотный истребитель может успешно осуществлять свои функции в полностью автономном режиме.
Беспилотный X-47A Pegasus, положивший начало серии X-47
При этом аппарат создается не просто как «шпион» или «охотник» за единственной целью – это полноценный многофункциональный ударный истребитель с размахом крыла в 18 метров. Потолок истребителя составит более 12 километров, а дальность полета - 2100 морских миль. Аэродинамическая схема X-47B с ромбовидным крылом, названным “cranked kite” из-за своей изогнутой формы, схожа с применяемой в NGB-X. Масса полезной нагрузки беспилотного аппарата равна двум тоннам, что позволит истребителю взять на борт необходимый комплект самонаводящихся ракет и управляемых высокоточных бомб. Предполагается, что X-47C, следующая версия аппарата, будет больше по своим размерам и сможет нести уже четыре с половиной тонны ракетного и иного вооружения. Ожидается, что X-47 в варианте для Военно-морского флота появится на палубах авианосцев уже к концу текущей декады.
X-47B, по-видимому, станет первым беспилотным ударным истребителем на планете
В феврале 2012 года стало известно, что и компания Lockheed Martin стремится не отстать от конкурента и потому разрабатывает собственный прототип под условным названием LMT Fighter, призванный заменить F-22 от все той же Lockheed Martin. Тут надо пояснить, что новый аппарат создается как истребитель шестого поколения, тогда как F-35 принадлежит к современному пятому. Данных о прототипе пока мало. В компании заявляют, что возможности аппаратов пятого поколения почти исчерпаны, и поэтому необходимо проводить исследования в области новейших технологий, на базе которых будут выпускаться серийные ударные истребители после 2030 года. По словам представителей Lockheed Martin, новый истребитель должен уверенно преодолевать скорость звука, стать еще менее заметным для существующих и перспективных средств обнаружения, а также быть приспособленным для транспортировки и использования будущих видов вооружений.
Предлагая концепцию LMT Fighter, Lockheed Martin хочет показать, что и пилотируемой боевой авиации в будущем найдется применение
Концепция LMT подразумевает применение тактики «волчьей стаи» (“wolf pack”) в особо сложных боевых ситуациях, когда малозаметность уходит на второй план. Согласно этой тактике, истребитель может находиться в центре группы, состоящей из вспомогательных авиационных и ударных средств, вроде беспилотных военных летающих дронов, управляемых ракет и прикрывающих «вожака стаи» дополнительных истребителей. Такая группа может без видимых потерь прорваться через эшелонированную противовоздушную оборону противника благодаря наличию в аппаратах разведывательной техники, модулей радиоэлектронной борьбы, а также отлаженной совместной работе бортовых компьютеризированных систем.
В середине 2000-х Lockheed Martin предложила универсальную платформу MACK, на основе которой можно проектировать боевые или транспортные аппараты, служащие для разных целей. В эту серию могут войти сверхзвуковые бомбардировщики и аппараты для специальных операций (SpecOps) и дальней разведки на подобие SR-71 "Blackbird”.
Концепт B-MACK, относящийся к категории дальних сверхзвуковых бомбардировщиков
А уже скоро может состояться полет уменьшенного варианта прототипа из линейки X-48, разрабатываемой компанией Boeing. Проект X-48 за свой короткий эволюционный путь с 2007 года претерпел множество изменений. В частности, в новейшей модификации X-48C было решено отказаться от используемых в версии X-48B трехдвигательной схемы. В новом прототипе установлены два двигателя, что сделало аппарат более экономичным. Аппарат предназначается как для решения стандартных задач, которые возьмет на себя версия в виде бомбардировщика, так и для выполнения функций мобильного воздушного контрольно-командного центра, при этом для удобства пассажиров внутри фюзеляжа собираются разместить «виртуальные» окна, чтобы компенсировать отсутствие настоящих. Размах крыла полноразмерного варианта, который планируется построить через 10 лет, составит 53 метра, а дальность полета приблизится к 11000 морских миль.
X-48C на стенде комплекса Full-Scale Tunnel в Langley
___________________________________________________________________________________________________________
Кроме проектов, о которых говорится выше, существует множество других разработок. Проводятся исследования в области создания перспективных боевых авиационных средств и в странах Европы и Азии. Возможно, следующий рассказ об ударных истребителях и бомбардировщиках, которые поднимутся в небо через десять или двадцать лет, будет посвящен европейским и азиатским прототипам. Следите за обновлениями!
Комментарии: