Группа специалистов под руководством адъюнкт-профессора Питера Кана (Peter Kahn) из Университета в Вашингтоне совместно с коллегами из Тихоокеанского Университета в Сиэтле решила выяснить, как дети реагируют на неодушевленные, но внешне схожие с людьми и имитирующие человеческие действия машины.
Для эксперимента ученые использовали человеко-подобного робота Robovie, управляя им дистанционно. Таким образом у детей складывалось впечатление, что «робо-человек» действует самостоятельно. В исследовании принимало участие 90 детей (мальчиков и девочек было поровну) возрастом от 9 до 15 лет. Почти 80 процентов из них считали, что робот обладает интеллектом и способен мыслить. И чуть более половины из них даже наделили своего нового электронного приятеля чувствами.
Общаясь с роботом, дети проявляли к нему социальную эмпатию: обменивались с Robovie рукопожатиями, обнимались с ним и заводили короткие разговоры. У многих детей даже сложилась нечто вроде привязанности к роботу: некоторые из них говорили, что они обратились бы к нему за эмоциональной поддержкой и охотно поделились бы с ним своими секретами. Впрочем, те, кто постарше, сомневались, стоит ли платить механическому другу за его работу и давать ему гражданские права (в том числе, и право голоса на выборах).
Анализ взаимоотношений андроида и детей должен помочь компаниям в разработке специализированных социальных роботов и найти ответы на важные вопросы: должен ли, к примеру, робот-нянька во всем потакать своим «воспитанникам» и насколько точно дети проводят грань между персонифицированной, «живой» и утилитарной, технологической природой роботов? Календарь записей на Baby.ru, возможно, содержит достойные внимания мысли на этот счет.
Комментарии: