Список инноваций Запаты
необычен. Бывший чемпион Франции по водным мотоциклам в 2011 году прикрепил
несколько водопроводных труб, ремни на щиколотках и запястьях к задней части
гидроцикла и изобрел флайборд, позволяющий людям подниматься в воздух из воды и
выполнять достаточно трюков, чтобы начать совершенно новый вид спорта.
К 2016 году стало
доступно новое поколение компактных и мощных реактивных турбин, и Запата, не
теряя времени, прикрепил несколько из них к компактной платформе с
прикрученными к ней чехлами, затем заполнил топливный бак в рюкзаке керосином и
поднялся в воздух без привязи, назвал Flyboard Air, и оставил гидроцикл
далеко внизу.
Прочно зарекомендовав себя среди нового пантеона пионеров персональных полетов на реактивных двигателях, в который входят пилот реактивного ранца Дэвид Мейман, пилот реактивного костюма Ричард Браунинг и пилот реактивного крыла Ив Росси, Запата участвовал в потрясающих демонстрационных мероприятиях по всему миру, в знаменитых гонках на Lamborghini объезжает пустыню Юты на скорости более 100 миль в час (160 км/ч) и впервые в мире пересекает Ла-Манш на флайборде.
Все это время
компания Запата продолжает предлагать новые инновации: Zapata EZfly, которая дает Flyboard
пару ручек и позволяет неопытным пилотам подниматься в воздух, и Zapata FlyRide, которая использует оригинальную концепцию водного спорта Flyboard и
превращает ее в двухместный "лодочный мотоцикл", способный совершать
двойные крены, если достаточно крепко держаться.
А совсем недавно
появился JetRacer — летающий
шезлонг, приводимый в движение 10 небольшими реактивными турбинами и способный
развивать скорость до 250 км/ч (155 миль в час) и высоту до 10 000 футов (3 000
м) либо с человеком, либо с грузом до 200 кг (441 фунта) под дистанционным
управлением. Да, и, кажется, у него тоже есть кнопка переворачивания. Все
вышеперечисленное уже построено и запущено в эксплуатацию, некоторые дошли до серийного
производства.
Теперь Запата освоил совершенно другую форму личного полета: eVTOL по принципу «купи и лети».
Zapata Airscooter, как его называют, был представлен в виде
прототипа на выставке Viva Technology в Париже в июне. Яйцеобразная капсула на
ножках образует кокон для одного сиденья, а сверху крыши капсулы простираются
восемь карбоновых опор. На четырех длинных диагональных опорах установлено
нечто похожее на два электрических пропеллера, диаметр которых составляет менее
метра (3,3 фута).
Две задние
диагонали соединены крылом в форме сполера, расположенным под углом, обеспечивающим
некоторую подъемную силу, когда eVTOL в стиле мультикоптера наклонен вперед и движется на скорости. Airscooter рассчитан на крейсерскую скорость 80 км/ч
(50 миль в час) и максимальную скорость около 100 км/ч (62 мили в час).
Запата обещает
более двух часов автономной работы на этой машине благодаря гибридной силовой
установке.
Большинство гибридных
eVTOL используют один
центральный двигатель-генератор, часто небольшую газовую турбину, в качестве
расширителя дальности полета, который постоянно подзаряжает батарею во время
полета. Но судя по всему, здесь происходит не это. Вместо этого кажется, что
четыре больших винта приводятся в движение четырьмя отдельными двигателями,
установленными прямо под ними на концах опор и питающимися по линиям,
проходящим вдоль вершин опор.
На этих рендерах
не очень хорошо видно, но часть, выступающая сбоку от силовой установки, очень
похожа на конец турбины небольшого вертолета типа JetCat. Компания Zapata
сотрудничает с ONERA, французской аэрокосмической лабораторией, и французским
оборонным агентством для разработки собственных турбинных двигателей, так что,
скорее всего, это двигатель собственного производства. Похоже, что он приводит
в движение пару шестеренок, соединенных ремнем внизу, связанных с аналогичной
парой шестеренок вверху, которые обеспечивают крутящий момент пропеллера. Предполагается,
что где-то под всем этим тоже есть электродвигатель.
Если это так, то:
четыре больших винта предназначены в основном для обеспечения объемной тяги,
поэтому они будут раскручиваться относительно медленно – хотя, возможно, с
некоторой электрической помощью – по мере раскручивания турбин.
Восемь небольших
полностью электрических стоек будут гораздо быстрее реагировать на силовые
воздействия, поэтому можно предположить, что Запата планирует использовать их
для балансировки аппарата в полете, реагируя на управляющие воздействия, а
также на команды самостабилизации от блока управления полетом, которые помогут
удержать аппарат на месте, когда его будет сносить ветром.
К преимуществам такой схемы можно отнести большую выносливость - хотя интересно, насколько большую, по сравнению с обычной турбогенераторной установкой, работающей на тех же 18,9 л (5 галлонов) бензина. При этом не нужно будет устанавливать огромный и тяжелый блок батарей, возможно, можно обойтись чем-то достаточно легким. У аппарата много пропеллеров - достаточно, чтобы благополучно посадить его в случае выхода из строя одной или двух турбин.
С другой стороны,
недостатки довольно серьезные. Маленькие турбины могут быть безумно громкими.
Четыре из них окружают голову, так что это определенно не будет такой приятной
поездкой, как на полностью электрическом eVTOL.
Так же существует
повышенный риск механического отказа по сравнению с скучными и надежными
электродвигателями – хотя Запата, Мейман, Браунинг и многие другие регулярно
вверяют свою жизнь этим маленьким турбинам.
Тем не менее, это
интересный и необычный подход. И ему не требуется полная сертификация типа. При
весе всего 115 кг (254 фунта) AirScooter считается сверхлегким самолетом, а это
означает, что не понадобится лицензия пилота. Это будет так же просто, как
управлять дроном, благодаря электродистанционному контроллеру полета и
множеству датчиков безопасности, предположительно готовых помешать врезаться в
дерево.
Запата пока не сообщил ни слова о том, когда AirScooter будет доступен, летает ли уже прототип, сколько может стоить его покупка и как это сделать.
Комментарии: