GKN Aerospace и Kelekona, например, работают над тем, чтобы
запустить в небо 30-50-местных монстров, используя в большей степени подход
общественного транспорта.
Калифорнийская Craft Aerospace стремится к чему-то
посередине: девятиместному самолету с акцентом на междугородние региональные
рейсы. И это делается с помощью силовой установки вертикального взлета и
посадки, подобной которой мы никогда раньше не видели.
Главный фюзеляж самолета Craft очень похож на небольшой традиционный авиалайнер. Что-то интересное начинается на крыльях. Переднее крыло соединяется с нижней частью кабины, уходя назад под довольно знакомым углом. Но на концах крылья изгибаются вверх, чтобы встретиться с задними крыльями, которые соединены с верхней частью задней частью кабины. Таким образом образуется своего рода коробчатое крыло, имеющее ромбовидную форму при взгляде сверху или снизу.
На этом сюрпризы не заканчиваются. Самолеты вертикального
взлета и посадки должны иметь возможность направлять тягу вниз и назад, чтобы
иметь возможность зависания и крейсерского полета. Многие проекты, такие как
Beta Alia, просто используют разные системы для каждого из этих вариантов
использования - они называются лифтовыми и круизными. Другие при необходимости
наклоняют двигательные установки - примеры включают Joby S4 и Lilium Jet. Есть
наклоняемые крылья, которые поворачивают все крыло до векторной тяги, как это
делает Dufour Aerospace. Между ними также есть всевозможные гибриды. Например,
Archer Maker, Wisk Cora и Vertical Aerospace VA-1X, которые представляют собой
эффективные подъемно-крейсерские конструкции с некоторыми наклонными опорами, а
также другие совершенно уникальные системы, такие как Pterodynamics Transwing.
А еще вот это. Craft предлагает оставить коробчатое крыло и
электрические стойки на месте, но направить тягу вниз для операций
вертикального взлета и посадки, используя закрылки в задней части крыльев. Они
расширяются и изгибаются вниз, чтобы перенаправить воздушный поток, когда
требуется вертикальная тяга, а затем убираются, чтобы обеспечить эффективный
полет вперед.
По сообщению компании, они проверили этот подход на небольших прототипах, хотя выпустила только несколько кадров. Возникают вопросы: какую эффективность можно получить от такого подхода? Вертикальный взлет и зависание - это энергоемкая задача, требующая значительных усилий от силового агрегата, даже без попытки перенаправить тягу после того, как она прошла через винт. Сколько энергии теряется, пытаясь сделать что-то таким образом?
С другой стороны, как утверждает Lilium, возможно,
эффективная система вертикального подъема не так важна, как эффективный круиз,
когда речь идет о приличных расстояниях. Craft может быть ужасно неэффективным
при коротком перелете через город, но оно может компенсировать потерю, будучи
более эффективным в круизе по сравнению с более длительным путешествием.
Возможно, вес, сэкономленный за счет отказа от наклонных движителей, и
сопротивление, сэкономленное за счет отсутствия запасного набора подъемных
стоек, качающихся на ветру, в сумме делают этот аппарат более эффективным, чем
он выглядит на определенном расстоянии.
Это оставляет в стороне другие недостатки, часто связанные с
конструкциями с закрытым крылом: они должны быть тщательно спроектированы,
чтобы избежать условий флаттера, аэродинамика на законцовках может быть
сложной, и нет ничего похожего на предыдущую работу, которую можно было бы
использовать, как с одностворчатыми конструкциями. С другой стороны, самолет с
коробчатым крылом может оказаться полезным в мире вертикального взлета и
посадки просто потому, что пространство является таким важным ограничением,
если нужно приземлиться на крышах зданий или в городских районах.
Самолет будет нести полезную нагрузку до 1130 кг. Он будет развивать скорость до 300 узлов (556 км/ч), и он будет использовать гибридно-электрическую трансмиссию с турбогенератором, увеличивающим запас хода, для обеспечения полетов вертикального взлета и посадки с пониженным уровнем выбросов между объектами на расстояние до 1000 миль ( 1 609 км) друг от друга, что покрывает около 65% существующих внутренних авиамаршрутов в Соединенных Штатах.
Полеты с использованием этого самолета будут медленнее, чем
традиционные реактивные или турбовинтовые , но на относительно
небольших расстояниях люди могут сэкономить значительное количество времени,
просто взлетая и приземляясь в городских вертипортах, вместо того, чтобы переживать
движение по шоссе, чтобы выбраться на дорогу к аэропорту на окраине города.
Компания Craft собрала скромные 3,5 миллиона долларов США на
раннем этапе разработки и проверки дизайна. Согласно TechCrunch, компания уже
получила предварительное письмо о намерениях от небольшой авиакомпании JSX
купить от 200 до 600 таких вещей, если и когда они появятся на рынке. Компания
рассчитывает примерно на 2026 год для возможного ввода в эксплуатацию, если
все, от финансов до проектирования и сертификации, будет работать.
Посмотреть на творение Craft Aero можно на коротком видео ниже.
Комментарии: