Solar Impulse (Солнечный Импульс) — проект самолета дальнего действия на солнечной энергии, находящийся в разработке под эгидой EPFL (École Polytechnique Fédérale de Lausanne — Лозанский федеральный политехнический институт). Промотером проекта является Бертран Пиккар (Bertrand Piccard). Целью проекта является кругосветный полет исключительно на солнечной энергии.
Летательный аппарат проектируется одноместным, способным самостоятельно взлетать от своих солнечных батарей и оставаться в воздухе в течение многих дней. Как только эффективность батарей позволит снизить их вес, планируется выпустить двухместный вариант, на котором можно было бы облететь вокруг света.
Предполагаемое расписание проекта:2003: Изучение осуществимости проекта в EPFL
2004-2005: Разработка концепции
2006: Симуляция дальних перелетов
2006-2007: Прототип
2008-2009: Испытательные полеты прототипа
2009-2010: Строительство окончательного варианта
2011: Полеты продолжительностью в несколько дней, перелет через Атлантику и попытка облететь вокруг света в пять этапов.
Кругосветка должна стартовать в мае 2011-го. Маршрут ее пролегает возле экватора, но в северном полушарии. Пять посадок запланированы для смены пилотов. Каждый из этапов будет длиться от трех до четырех дней, ограничения здесь накладывает человеческая физиология.
АэродинамикаЧтобы минимизировать лобовое сопротивление и максимально увеличить площать для солнечных батарей, размах крыльев солнцелета будет составлять 80 метров, чуть шире, чем размах крыльев Airbus A380. Столь низкая нагрузка на крыло (8 кг/м2) увеличивает чувствительность к турбулентности. Сверхлегкая конструкция будет использовать особого рода углеволокно.
КонструкцияТрадиционные слоистые композиционные материалы обладают удельной плотностью порядка 10 кг/м2, но те, что разрабатываются для Solar Impulse, должны весить в районе 0,5 кг/м2. Эти материалы также должны иметь интегрированную функциональности, такую как сенсоры целостности, активное управление формой и т.д.
В крылья будет встроен слой сверхтонких солнечных элементов. Элементы проектируются достаточно гибкими, чтобы быть устойчивыми к деформациям и вибрациям.
ЭнергияДнем фотогальванические элементы будут вырабатывать электричество, необходимое для приведения самолета в движение, а также для зарядки аккумуляторов, необходимых для ночного полета. Накопленная днем энергия будет накапливаться в литиевых батареях, находящихся в крыльях, плотность энергии которых будет приближаться к 200 вт·ч/кг, несмотря на окружающие температуры в диапазоне от +80 до –60 по Цельсию.
ДвигательСредняя мощность, подаваемая двигателям, составит порядка 12 лс — мощность, сопоставимая с аэропланом братьев Райт.
КабинаКабина обеспечит пилота стабильным давлением, кислородом и комфортной средой для полета на высоте 12 000 метров.
Проект частично финансируют частные компании: Solvay, Omega, Deutsche Bank и Altran. EPFL, Европейское космическое агентство (ESA) и Dassault обеспечивают техническую поддержку.
(все фотографии, если не оговорено отдельно: solarimpulse.com)
Комментарии: